Как оценить собственную идею, перед тем как искать инвестора

Добавлено 22.12.19

Начинать поиск инвестора и инвестиций в свой проект стоит с вопроса "а стоит ли оно того" вообще, и если в моей идее смысл, или нет. Только давайте сразу без драмы договоримся - мы поддерживаем любые идеи, и любые инициативы, поэтому не стоит сразу впадать в экзистенциальную тоску по поводу придуманного вами убера или инстаграма.


Как оценить идею проекта

Прежде чем мы разберем, как отделять зерна от плевел, и оценить жизнеспособность собственной идеи, давайте немного поработаем над своим критическим мышлением и примем как данность нижеследующие установки:

1) Любая придуманная мной идея - уникальна.

2) Любая придуманная мной идея уже приходила кому-либо в голову, и возможно кто-то ее пытался реализовать и реализовывал.

3) Моя идея ничего не стоит пока не примет какую-либо универсальную форму.

Эти установки лучше всего повторять про себя как мантры каждый день, чтобы как можно раньше перестать витать в облаках и немного абстрагироваться от этого потрясающего мира стартапов, погрузившись хотя бы кончиком пальца в пучину проектной деятельности.

Когда мы приняли эти установки как данность, и смирились с их объективной истинностью, мы можем более менее трезво взглянуть на свой проект и оценить, насколько он жизнеспособен.

Ох, здесь опять полутона, и мы не можем их не уточнить.

Дело в том, что любой стартап жизнеспособен. Но в рамках проектной и бизнес-деятельности жизнеспособность оценивается как польза проекта не только для стартапа, но и для аудитории. Проще говоря - если у стартапа есть социально-значимая ценность, его можно считать жизнеспособным. Если же стартап сделан просто ради того, чтобы можно было сказать что у меня есть стартап - это бесполезно потраченное время и ценности у этого всего нет никакой.

Таким образом, принимая во внимание три установки, мы будем оценивать собственный проект с точки зрения его пользы для широкой аудитории.В таких условиях нам уже гораздо проще сформулировать простую методологию оценки. С чего же начать оценку?


Методология оценки проекта

Основная проблема основателя - это сильная любовь к своей идеи, привязанность. Основатель, не особо умудренный опытом, склонен холить и лелеять свою идею, концепцию, стартап, и примерно с такими же отеческими чувствами потом несет всё это инвестору, стараясь в нем пробудить те же самые эмоции.

На деле же проектный менеджер (коим по сути и является стартапер) должен как минимум быть нейтрален к своей затее, а как максимум - мотивироваться раздражением её неполноценности. Если основатель мотивируется тем, что его идея неполноценна - значит он видит её слабые стороны, знает как их можно улучшить и что для этого можно и нужно делать. Такое встречается редко, но результаты таких проектов мы видим очень часто.

Поэтому оценивать проект мы будем не как воодушевленные основатели, а как суровые скептики, комментаторы и надменные инвесторы - именно на место этих людей вам нужно себя поставить, чтобы как можно объективнее взглянуть на свою идею. Ваша задача в оценке идеи найти как можно больше факторов, которые будут ставить вас как основателя в тупик. И чем больше таких факторов вы найдете и не сможете дать на них ответ - тем менее живуча ваша идея.

Чтобы понять, способна ли ваша идея стать причиной инвестиций, реальным проектом и перспективным долгосрочным бизнесам, нужно ответить на несколько вопросов. Из ответов на них сложится понимание, какие шансы у идеи стать чем то большим.

1) Есть ли у моей идеи уже примеры реализации, и если есть - то как много и как давно они существуют.

В этом вопросе мы проверим условную "уникальность" задумки. Мы берем широкими мазками, но лучше, если основатель оценит свой проект не только с позиции "есть конкуренты/нет конкурентов", но и с позиции мелочей, которые есть в его задумке, и нет ни у кого на рынке. Цель вопроса - понять, есть ли кардинальные и весомые отличия продукта от конкурентов на рынке или нет.

2) Достаточно ли хорошо я/моя команда знаем сферу своей идеи и основных игроков рынка?

Сложно быть не предвзятым к себе, но попробуйте ответить на этот вопрос как можно честнее. Хорошо если у вас получится что-то вроде "знаю, но не особо много". Знать все невозможно, хорошо знать могут рынок только люди с очень большим опытом на нем, и если вы таким являетесь, мы уверены что оценивать собственные идеи проектов у вас нет никакой нужды. Для остальных же ответ на этот вопрос послужит маркером для того, насколько он компетентен в сфере, в которой хочет реализовать идею.

3) Есть ли у моей идеи практическая ценность и решает ли моя идея какую-то объективную проблему?

Тут все просто. Если в ответе на первый вопрос вы ответили списком из 10-15 примеров реализации вашей идеи, то значит ваша идея вероятнее всего решает какую-то объективную проблему, и это прекрасно. Чтобы определить, есть ли у идеи практическая ценность, достаточно предложить её как альтернативу существующим решениям 10 незнакомым людям, к примеру в качестве опроса. Сразу станет понятен вектор восприятия рынка новых идей и решений. Плохая новость в том, что при наличии 10-15 конкурентных примеров в первом вопросе, ваша идея вероятно, просто еще один конкурент.

4) Можно ли реализовать прототип моей идеи с минимальными затратами или без них совсем.

В 90% случаях это можно сделать. Не напрямую, но в рамках подтверждения гипотезы - возможно. К счастью рынок устроен так, что люди покупают информацию о продукте раньше, чем сам продукт. Если же вы считаете что вашу идею нельзя реализовать ни в каком виде для практического подтверждения её жизнеспособности, скорее всего вы слишком сильно привязаны к ней и хотите видеть её только как готовый продукт, опасаясь, что ваша гипотеза не подтвердится на практике и идею нужно будет менять или отказывать от неё.


Эти простые 4 вопроса, с не самыми простыми на них ответами, позволяют сэкономить массу времени и быстро валидировать идею на предмет жизнеспособности. Только давайте честно - прочитав статью и быстро мысленно ответив на эти вопросы в голове вы не проверите свою задумку. Вы просто последуете своим установкам "хозяина идеи" и будете её оберегать от любого негатива. Мы же рекомендуем вам для начала встать на место того, кто впервые слышит о вашей идеи и с позиции этого человека ответить на эти вопросы. А чтобы немного закрепить методику, разберем её на живом примере одного проекта.


Что произошло с стартапом, который вовремя не оценили на живучесть


Предлагаем читателям угадать, в каких местах этой совершенно реальной истории, оказались не оцененные места и чего можно было бы избежать, если бы идею вовремя прогнали через вышеобозначенные вопросы.

2016 год. У трех основателей с разным опытом в разных сферах (Horeca, Маркетинг, Спорт) рождается "гениальная" идея сделать универсальный инструмент для микрозаймов, чтобы любой желающий мог воспользовавшись им, получить подходящий ему заём. Идея рвала шаблоны перспективами быстрого дохода, каждый день обрастала новыми киллер-фичами, и в какой-то момент наконец-то было принято решение превращать идею в реальность.

Для этого было решено привлечь в проект инвестиций от частного инвестора в виде частного займа, с условием возврата тела займа и дивидендов в течение 2 лет. Непосильным трудом инвестор был найден, в красках был представлен проект (к слову сказать, почти без какой-либо презентации), и вот - у проекта появляется бюджет. Команда основателей, ошеломленная открывающимися для них перспективами поспешила тут же оформить на себя юр.лицо (что примечательно - без участия инвестора), и наконец-то начать делать проект.

Суть проекта была в создании онлайн-площадки по автоматическому подбору микрофинансовых организации, а деньги появлялись как комиссия за приведенных клиентов, оформивших успешно займ. Забегая вперед, стоит сказать, что основатели придумали "лидогенерацию на МФО", увы на тот момент не знавшие об этом.

Реализация проекта сразу пошла как-то нехорошо - найденный подрядчик срывал сроки, морочил голову, площадка не получалась никак, деньги утекали в разработку без каких-либо результатов. Когда стало понятно, что разработчик окончательно перестал отвечать требованиям, команда быстро находит новых разработчиков и делает так называемый pivot - теперь инструмент это не автоматизированный подбор МФО, а платформа-фильтр, показывающая подходящие МФО по паре ключевых параметров поиска. MVP родился за две недели, и дальше нужно было просто привлекать трафик, прогоняя его через золотоносную жилу. Неумелый маркетинг окончательно дал понять, что проект верным курсом идет ко дну, и немного посопротивлявшись неминуемому концу было принято решение закрыть проект. Стоит учесть, что последней каплей стал не целевой расход бюджета проекта одним из его основателей, но в итоге это благоприятно сказалось на завершении проекта.

Мы не храним Ваши данные в открытом доступе, но используем технологию cookie, чтобы сделать пользование сайта для вас комфортным.