Как понять, нужны ли вам привлекать инвестиции или нет?

Добавлено 28.04.20

Основатель, “запускающий” проект - это далеко не всегда успешный в прошлом бизнесмен. И далеко не всегда вообще бизнесмен - в том плане, что человек не видит глобальной цели проекта, акцентируясь на частных удовольствиях: рассказать о проекте людям, заинтересовать кого-нибудь в команду проекта, познакомиться с инвесторами. Эти частности не нацелены на конечный результат - создание нового продукта/услуги. Нередко бывает так, что человек уже имел опыт в бизнесе - открывал кофейню, запускал товарный бизнес, разрабатывал кому-то сайты. Но только был при этом на второй позиции - он делал это с кем-то. Внезапно происходит у человека личностный рост, и он решает, что будет делать все сам. И встает на самую первую ступень, на которой он уже был. С той разницей, что ответственность за его личный проект будет только на нем одном.

Увы, многие “стартаперы” этого не осознают, попадая в ловушку эффекта Рингельмана, и начинают совершать ошибки, в том числе и связанные с привлечением инвестиций в свой проект.

Когда нужно привлекать инвестиции

Чтобы избежать этого, давайте сразу сформулируем ситуации, в которых вам действительно стоит заняться привлечением инвестиций в свой стартап:

  1. У вас уже есть действующий бизнес, и нужно средства на расширение - будь то закупка дополнительной техники, расширение штата специалистов или обеспечение какого-либо серьезного контракта. Предполагается, что у вас среднемесячная выручка 300-400 тысяч рублей и вы можете уверенно рассчитать долю своего бизнеса, которой готовы поделиться с инвестором.
  2. Реализация прототипа вашего продукта. Здесь тонкая грань, о какой стадии реализации продукта идет речь. Если вы сделали уже часть продукта, вложив свои средства, и для завершения работы вам нужны еще деньги - да, разумно искать инвестиции со стороны. Если же ваш прототип на стадии “салфетки” - не осязаем, даже в разобранном состоянии, то лучше вам не лезть за инвестициями, а попробовать самостоятельно реализовать хотя бы что-то в нём.
  3. У вас маленький собственный капитал, а вход в рынок требует больших вложений. Например, вы заходите на рынок маркетплейсов, где помимо собственных проектных рисков, у вас появляется рыночная проблема(как пример - любой агрегатор услуг, которому нужно привлекать как правило сразу несколько различных ЦА). Само собой, если вы не можете обеспечить лидерство, а конкурируете вкладываемыми деньгами - это очень рискованно. Необходима финансовая подушка. Идеально, если вам удастстя помимо денег найти инвестора с опытом (например основателя какого либо агрегатора в данном примере).
  4. Вы сразу стартуете бизнес на рынок США, Европы, Азии. Проверив гипотезу, решили, что ваш рынок - Штаты. Лучше всего, если имея сколь-нибудь значимые относительно рынка показатели по выручке, вы найдете частного инвестора с нужной страны или из России, для ускорения вашего выхода на зарубежный рынок.

Когда не стоит бежать за инвестициями

В остальных случаях, которые мы перечислим ниже, искать инвестиции в проект будет, пожалуй, не самой приоритетной задачей для вашего проекта.

  1. Вы первый раз стартуете “бизнес”. У вас нет опыта - вам нужны FFF (friends, family, freedom), а не инвестиции. Это особо близко для тех, кто прошел какие-нибудь мотивационные инфокурсы и выйдя с них, решил что сейчас быстро запустит пару бизнесов на пассив, а вечером закажет билет в один конец на Мальдивы.
  2. Вы прошли очередные курсы очень известного предпринимателя, на которых кто-то сказал, что нужно привлечь инвестиции, сделать сразу вывод средств на себя, чтобы было комфортно (вы же работали эти месяцы, инвестор должен заплатить) - забудьте эту философию, она может породить целый виток системных проблем, которые не только уничтожат ваш проект на старте, но и очень сильно навредят и без того шаткому рынку инвестиций.
  3. Инвестиции для вас - это просто чекпоинт в развитии. «Хочу привлечь, это новая стезя развития» - все это не работает. Вы должны понимать, что привлечение инвестиций в проект подразумевает, что вы можете расписать каждый рубль, как он будет вас ускорять, как вы увеличите компанию с помощью инвестиций в 3-10 раз (выручка/количество клиентов/продукт).

Просто держа в голове эти нехитрые метрики и ситуации, вам будет проще понимать, стоит ли вам сейчас заниматься инвестициями, или лучше поискать ментора, который поможет скорректировать ваш продукт, и уже потом - довести его до инвестора и инвестиций.

Мы не храним Ваши данные в открытом доступе, но используем технологию cookie, чтобы сделать пользование сайта для вас комфортным.