Как стартапу привлечь к себе внимание

Добавлено 02.06.20

Начнем с того, что стартапы - как и любой бизнес - очень разные. Все до единого. И универсального метода продвижения стартапа, опять же - как и бизнеса - нет. Есть ряд инструментов, и есть безграничное количество вариаций их использования, в зависимости от преследуемой цели.

Давайте условимся, что сейчас мы рассматриваем продвижение стартапа, близкого к “гаражному” типу - когда проект кристаллизовался буквально на пустом месте, из идеи. Мы не берем в расчет проекты “саттелиты” и стартапы, выращенные в тепличных условиях под крылом уже действующего бизнеса - это немного иной формат стартапов, у которых всегда в рукаве есть козырь в виде поддержки уже работающей бизнес-модели.


Как продвигать стартап?

Продвижение стартапов условно можно разделить на два способа - этичный и осмысленный, и неэтичный. Разница между двумя этими способами продвижения в подходе: в первом случае мы разбираемся с нашей целевой аудиторией, выясняем её портрет и предпочтения, формируем исходя из этого УТП в продукте, и сформировав коммуникацию, начинаем выходить на рынок с помощью подходящих инструментов. В случае с неэтичным продвижением мы занимаемся ковровой бомбардировкой - пренебрегая минимальным анализом рынка, стараемся с наименьшими потерями и расходами создать наибольший охват аудитории.

В другой статье мы разобрали уже о том, как стартапу работать со своим рынком - анализировать его и принимать решения для первого “блицкрига” - останавливаться сейчас на этом не будем. Мы уже знаем свой продукт, свою аудиторию и то, какую будем доносить ей информацию о продукте. Теперь мы разберем каналы коммуникации для стартапа.


Каналы и способы этичного продвижения стартапов

  1. Попадите в тусовку. Заявите о себе в первую очередь в тусовке таких же стартаперов, как и вы. Существует масса площадок, на которых можно рассказать о своем проекте и получить обратную связь от тех, кто уже давно “в теме”. Нередко, среди такой аудитории можно найти и первых клиентов и даже - первых амбассадоров бренда. К примеру на vc.ru существует “Трибуна” - раздел, в котором любой может рассказать о своем стартапе и истории успеха на многотысячную аудиторию, и без санкций оставить ссылки на свой проект и контент о нём. Это идеальная площадка для тех, кто хочет получить обратную связь своей о своей идее и привлечь к проекту внимание.
  2. Расширяйте присутствие в тусовке. Площадок, на которых “тусуются” такие же как и вы стартаперы - несколько, и в идеале стоит охватить их все: начать вести там блог проекта и активно участвовать там в социальной жизни - комментировать, агитировать, доказывать, спорить. Следует помнить о правиле 3 контактов (которое с учетом экспоненциального роста медиа-контента закономерно превратилось уже в правило “как можно больше контактов”) - чем чаще вы будете мелькать перед глазами со своим проектом, тем больше о нем будут узнавать. Заведите блог на vc.ru, spark.ru, teamfinding.com, разместите вакансию на startupfellows.ru, подайте заявку на размещение анкеты вашего продукта в startpack.ru - влезайте на все платформы и площадки, которые могут иметь отношения к вашей аудитории, проекту или просто тусовке. В дальнейшем это станет фундаментом для вашего продвижения.
  3. Расширяйте присутствие. Когда вы заявили о себе в тусовке, получили свои помидоры, хвальбу и первые отзывы - самое время выходить за рамки предвзятой оценки. Ваша цель - добраться до вашей целевой аудитории, и для этого нужно двигаться в ту сторону, где она обитает. Первым делом постарайтесь охватить все тематические для вашего проекта площадки - будь яндекс.карты, каталог предприятий вашего города или ежемесячный альманах кофеен - вы должны “пустить корни” в таких местах, из которых очень трудно пропасть по прошествию времени. Самый простой ход - идти по стопам упоминания вашего ближайшего конкурента, и размещаться там же, где размещается он. Считайте его вашей путеводной звездой.
  4. Говорите с аудиторией. У вашей ЦА есть четкий портрет потребителя - человека, который может пользоваться вашим продуктом или услугой, и в этом портрете есть понимание, в какие моменты в каких местах может находиться человек, перед тем, как примет решение о приобретении продукта. Форумы, группы в соцсетях, комментарии к видео - не стоит недооценивать эти каналы, так как их главная особенность в том, что они все отпечатываются в Интернете надолго, и не требуют практически никаких затрат.
  5. Используйте прямую рекламу. Если можете - используйте её на полную, если нет - ищите возможности воспользоваться ею. Всегда можно узнать о бартере или партнерстве, всегда можно подключить и развить агентскую схему - однако для этого вы должны быть серьезным амбассадором бренда и уметь самостоятельно продавать: вселять в людей веру в ваш продукт и то, что вы делаете. Реклама стартапа, как правило, затратна, и на первых этапах, перед тем как влить кровную сумму денег в платное продвижение (будь-то закупка баннеров или таргетированная реклама), наилучшим способом будет сформировать хоть какое-то упоминание о проекте в сети.
  6. Создавайте видимость. На первых порах придется это делать, особенно если у вас совсем плохо обстоят дела с рекламными бюджетами. Однако это верный способ нарастить внимание к своему проекту, особенно если соблюдать аккуратность. Если вы каждый день будете оставлять комментарий или отзыв под блогами и записями вашего проекта на каждом из ресурсов, где вы изначально регистрировали его, через месяц интернет будет знать о вашем продукте очень много, и без какого-либо seo-продвижения вашего собственного лендинга (простигосподи за этот каламбур). Это может занять 1-2 часа в день, однако это заметно ускорит информированность аудитории о вашем проекте, и позволит всегда держать его в актуальной подборке ресурсов.


Неэтичное продвижение стартапов.

  1. Спам. Он работает, но не всем проектам подходит: кого-то он губит сразу, кому-то же помогает в короткий срок сделать охват. Если вы собираетесь сделать спам по телеграм-чатам и каналам, которые купили там же за 500 рублей - будьте уверены, вы потеряете время и деньги. Если вы планируете заспамить блоговые площадки в тусовке стартаперов, будьте готовы к волне негатива в вашу сторону и возможным санкциям. Уронить репутацию в самом начале и потом поднимать её гораздо сложнее, чем просто поднимать её с нуля.
  2. Агрессивный спам. Настойчивая рассылка с просьбой подписаться на канал/инстаграм/блог - верный путь к деградации проекта. Не стоит влезать в среду спамеров, так как отношение к ним крайне холодное и жестокое. Если вы собираетесь спамить своим проектом на просторах интернета, лучше изучить устои и правила тех площадок, которые вы хотите охватить своей рассылкой.
  3. Покупка дешевой рекламы. Как правило, такая реклама не приводит ни к чему хорошему, но может незаметно навредить репутации, если вдруг интернету удастся её “запомнить” - будь то пост в блоге, канале или комментарий на форуме. Низкая стоимость рекламы(берем в расчет такую рекламу, которая выглядит привлекательнее чем самостоятельно настроенный таргетинг или контекст) нередко очень ярко свидетельствует о низком качестве трафика или даже о его отсутствии. Лучше уж партизанский маркетинг, чем ширпотребный постинг в захудалых каналах и группах.
  4. Реклама у сомнительных лидеров мнений. Обычно она завлекает бартером или низкой стоимостью, но в ней таится неиллюзорный риск привлечь негативное внимание к своему проекту - просто потому что целевая аудитория такого блогера будет скептично относится к категории вашего продукта, или ей не понравится что их любимый блогер вдруг начал рекламировать что-то неожиданное. Лучше немного изучить аудиторию “лидера” мнений, чтобы избежать сомнительных откликов о вашем проекте.

Тяжело ли продвигать стартап?

Да, непросто. Аудитория набирается постепенно, и лучше всего, если при продвижении проекта вы будете руководствоваться правилом “быстро это медленно, но постоянно”. Делайте каждый день несколько шагов для усиления своего проекта в информационном поле - подготовьте любой удобный и понятный для вас контент-план, где и как вы можете заявить о себе, и следуйте ему. Платная реклама как канал продвижения - это всегда доступный вариант, но если вы изначально заложите фундамент знания о проекте, вам проще будет потом управлять маркетинговыми издержками.

Мы не храним Ваши данные в открытом доступе, но используем технологию cookie, чтобы сделать пользование сайта для вас комфортным.