Признаки плохого стартапа

Добавлено 08.09.19

Сотни Джобсов и Цукербергов ежедневно придумывают новые фейсбуки и инстаграмы в погоне за мечтой о всеобщем признании и славе (читай — миллионах долларов), забывая напрочь простую истину, что ничего эффективнее упорной работы для достижения обозначенных целей человечество не придумало.

В итоге, амбиции новоиспеченных Илонов Масков терпят бедствие и крах, сталкиваясь с беспощадной реальностью. Тысячи раз уже писалось, и говорилось, и обсуждалось — что незатейливый стартап быстро канет в лету, если у него нет того, этого и вон того. Подборки провалов, правила организации стартапа, методички, чеклисты, рекомендации, кейсы простигосподи — чего только не нагенерировало сообщество, лишь бы предотвратить повальный крах амбиций юных Гейтсов и хоть как-то повысить планку генерируемых ими идей.

Однако, если отбросить субъективный опыт и суммировать придуманные костыли, то плохой стартап можно определить еще на ранней стадии, всего по нескольким признакам. Прямым и косвенным. Под плохим стартапом мы условимся понимать стартап, который является синонимом провала — на такой стартап будет потрачена масса времени, сил и средств, но выхлопа с него будет меньше, чем если бы основатель продавал билеты на состоявшийся футбольный матч. Не претендуя на истину последней инстанции, рискнем заявить, что ниже перечислены в исчерпывающем содержании эти самые признаки.

Поехали. Признаки плохого стартапа.

  1. Идея. Нужно сразу оговориться, что нет плохих и хороших идей, нельзя их таким образом разделять — иногда даже самая паршивая идея оказывается «хайповой» и экономически удачной. Есть плохие стартапы, основанные на какой-то идее.
    Не забываем, что идея без реализации ничего не стоит, но если вы собираетесь реализовать идею, которая породит сомнительного качества стартап — лучше этого не делать. Плохой стартап можно предвидеть по идее, на которой он основывается — если ее нельзя сформулировать понятным языком в одно предложение, вероятнее всего из этой затеи ничего дельного не выйдет. Если идею можно сформулировать в одно предложение, но Google знает по этой формулировке сайтов больше, чем звезд в видимой части вселенной — то стартап получится плохим. Если же идею можно сформулировать одним предложением, а Google звонит вам узнать, о чем речь, то скорее всего идея настолько выдуманная, что не решает какую-либо реальную проблему, а стартап, который не решает проблем — плохой стартап.
    Это все не отговорки с целью вызвать у вас отвращение к вашей идее, нет. Адекватный стартапер будет смотреть на свою задумку с очень критичным отношением. И не всегда загуглить заголовок вашей идеи будет достаточным основанием полагать, что вы придумали что-то стоящее. Относитесь к своей идее всегда как к стоящей, но только будьте готовы внезапно разочароваться через год, узнав что вы делаете конкурента, чей продукт на рынке за большее время существования не смог стать лидером.
  2. Команда. Признак плохого стартапа — это его команда. Потому что именно команда превращает идею в продукт, и именно в команду вкладываются в последствие деньги инвестора, и именно команда ответственна за результат. Тысячи блистательных идей покоятся на кладбище мертвых проектов с ремаркой «когда-то делали, но не взлетело», почившие там по вине команд, которые их делали. Плохой стартап обычно символизируют три всадника провала — основатель, разработчик и маркетолог. Команда мечты, способная в такой комплектации проводить идею на морское дно разве что. Плохой проект будет вести плохо собранная команда — это аксиома, причем сам проект то может быть и ничего.
  3. Критерий проблемности команды проекта прост — плохое распределение ролей. Основатель не может быть только генератором идей — в этом случае его полезность схожа с первоклассником на уроке естествознания. Основатель, или что лучше — основатели, должны покрывать своими умениями большую часть потребностей стартапа, который они делают. Как минимум ведущий должен быть асом в одном из направлений, и разбираться в широком спектре иных вещей. Иначе он не сможет понять, кто еще ему нужен в команду и в какой момент.
    Если вы основатель стартапа и вам срочно нужен дизайнер, разработчик и рекламист — бросайте основывать и идите работайте. Если вы можете, хотя бы немного разграничить, в какой момент вам нужен дизайнер, на что конкретно и какой нужен разработчик, а также когда привлекать рекламиста и в какой он сфере должен быть спецом — есть шансы, что ваша dreamteam просуществует до первого драфта продукта.
  4. Вы. Плохой стартап можно оценить по вам, и сделать вы можете это сами прямо сейчас. Чтобы хоть немного объективно оценить ваши шансы на успех с вашим проектом, ответьте себе на несколько вопросов: сколько серьезных дел я довел до конца за последний месяц/полгода/год? Сколько долгосрочных дел, начатых давно, я недавно завершил? Сколько раз яуже пробовал что-то новое и оставлял на полпути брошенным? Идеально, если вы вспомните каких нибудь нелепых случаев из своей жизни, связанных с вашей продуктивностью и эффективностью. Особенно хорошо будут звучать истории в которых вы кого-то еще и подвели.
    Думаю, здесь выводы вы и сами будете в состоянии сделать, стоит ли вам впрягаться в ваш собственный стартап, или лучше заняться пересмотром жизненных приоритетов.

Уверен, что признаков плохого стартапа гораздо больше. Если вы их знаете, обязательно присылайте в наш чат Телеграма.

Мы не храним Ваши данные в открытом доступе, но используем технологию cookie, чтобы сделать пользование сайта для вас комфортным.