Презентация для инвестора - как её сделать правильно?

Добавлено 01.10.19

На этот вопрос в интернете можно найти тысячи вариаций советов, строящихся на основе анализа презентаций таких флагманов рынка, как Uber, AirBnb, PayPal и иже с ними. Ничего плохого в этих советах и рекомендациях нет - многие из них вполне объективно описывают и обосновывают проект.

Только вот от реальности они оторваны достаточно сильно, так как если отбросить мечтательные покорения венчурных фондов своим питчем, презентации для инвесторов могут составить 2 из 10 основателей. Все остальные стремятся впихнуть "невпихуемое" в 40 слайдов мелким не читаемым шрифтом, игнорируя какой либо здравый смысл.

Почему так происходит? От неумения анализировать и собирать нужную информацию, не только извне, но и внутри себя. Когда основатель хочет найти инвестора и заинтересовать его проектом, он как правило игнорирует реальные пожелания инвестора, и будучи воодушевленным и уверенным в важности и необходимости своего проекта, пытается покорить инвестора «оберткой».

Что такое обертка? Это все то, без чего проект сможет существовать. Если быть точным - все то, что в свое отсутствие не помешает проекту выполнять свою задачу. К примеру - отсутствие возможности заказать вертолет в Uber не мешает ему решать задачу предоставления услуг такси, однако если озвучить такую возможность на питче проекта, инвесторов оно явно бы заинтересовало.

Вот таких фантиков основатель может набрать в свою презентацию тонну. Лазеры, секретный канал передачи данных без возможности взлома, возможность печатать свои брелки, подогрев подушки безопасности, подсветка на холодном неоне, будильник на искусственном интеллекте, поддержка со стороны государства, потенциальное одобрение партнерства от ООО «Ямдеск» - и так 40 слайдов. На 41 просьба 30 млн рублей на реализацию, на 42 контакты. О чем в итоге проект, зачем он и кому, а также какое при всем этом инвестиционное предложение - не ясно. Зато на дизайн потрачены деньги, текста редактировались до запятой, и картинки знакомый фотограф сделал.

Инвестору нужна суть проекта. Ему нужно понимать, что ему будет приносить деньги, если он инвестирует. Представьте, что вам нужно выбрать банковский вклад - какую информацию вы будете искать в первую очередь? Благонадежность и условия, а также потенциальную выгоду. Вы не станете выбирать банки по тому, какую классную форму они придумали для своих сотрудников или насколько просторные и безопасные у них зоны с банкоматами. Вы будете смотреть на факторы, которые позволят вам оценить рентабельность вашего вклада - проценты, доходность, условия.

Инвестор делает тоже самое. Когда инвестор получает презентацию проекта, он хочет видеть насколько этот проект может стать для него доходным вложением. Ваш проект для инвестора - это альтернатива банковскому вкладу, если совсем упростить. С той разницей, что банк деньги вернет, а вот Ваш проект...

Покажите в презентации проекта инвестору цифры. По рынку, по прогнозу, по аналитике спроса, по рентабельности, по затратам и выручке - по всему чему можете. Ради бога, только показывайте результирующие ответы, не грузите презентацию расчетами и формулами. Для всего этого есть эксель-таблицы, и уверяю вас, толковый инвестор в этих таблицах быстро разберется и увидит, где что как посчитано.

Покажите инвестору точку безубыточности - постройте график, выведите его в презентацию и покажите, в какой момент ваша выручка начнет покрывать расходы на проект. Такой прагматичный подход даст вам куда больше шансов на привлечение инвестиций в проект, нежели если вы просто будете бить себя в грудь и утверждать, что проект обязательно взлетит и один процент рынка захватит за первый год. Учитывая смертоносную статистику закрываемых проектов - в такие обещания слабо верится.

Еще один важный момент, который стоит раскрыть инвестору в презентации проекта, это команда. Инвестиции вкладываются не столько в идеи и проекты как таковые, сколько в команду людей, способных реализовать этот проект. И это важный фактор - потому что деньги инвестор отдает свои, и отдает их каким-то многообещающим людям. Опишите в презентации, насколько ваша команда соответствует требованиям проекта и предоставьте хоть немного доказательств компетенций. Это укрепит веру инвестора в то, что проект может быть действительно реализован с такой командой.

И последнее. Помните, что краткость сестра таланта. Стремитесь рассказать о своем проекте одним предложением, описать его привлекательность тремя цифрами и в пяти слайдах уложить все инвестиционное предложение. Это утрированный пример, но тем не менее - не стоит растягивать презентацию и грузить ее кучей текста. Иногда лаконичных тезисов и пары раскрывающих суть фактов на слайде вполне может хватить, чтобы объяснить проект даже самому неискушенному инвестору.

Мы не храним Ваши данные в открытом доступе, но используем технологию cookie, чтобы сделать пользование сайта для вас комфортным.